Диагностика речевого развития как средство оптимизации процесса овладения родным языком

14.02.2023

Диагностика речевого развития как средство оптимизации процесса овладения родным языком

Дошкольное детство – периода первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Задача педагогов дошкольных учреждений состоит в создании условий для формирования личности. Но создать психологически комфортные условия невозможно без знания особенностей развития каждого дошкольника. Вот почему специалисты разных профилей и воспитатели ДОУ проводят диагностику.

В ФГОС ДО заявлено, что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».

Диагностика – это комплекс методик для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой.

В этом же документе указываются, что «результаты диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализация образования (в том числе, поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».

Выделяют несколько принципов организации диагностической работы:

  1. Принцип законности. Диагностика должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов («Конвенции о правах ребенка»; Закона РФ «Об образовании»; договора с родителями и т.д.)

  2. Принцип научности. Диагностика должна опираться на научные исследования. Программы диагностической работы должны быть научно обоснованы, т.е. должны включать основные теоретические положения, послужившие базой для ее составителей, с указанием авторов и публикаций. Если педагоги сами разрабатывают диагностические методы, они должны дать информацию об их валидности и надежности, о времени ее проведения, характеристику выборки испытуемых.

  3. Принцип этичности. Диагностика должна проводиться с соблюдением этических норм и правил. Она должна быть беспристрастной (т.е. носить объективный характер), конфиденциальной (полученные результаты должны храниться в тайне), к тому же необходимо согласие ребенка на совместную деятельность.

  4. Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает, что достаточное количество информации должно быть получено минимальными усилиями. (Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н\Дону, 2003).

Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям правильно строить педагогическое общение с каждым ребенком.

А. А. Павлова подчеркивает, что речь детей изучается по разным направлениям:

- во-первых, при изучении интеллектуальной деятельности как одного из показателей умственного развития. В рамках одного направления диагностика проводится лишь по функциям, непосредственно указывающим на уровень интеллектуального развития (это понимание чужой и осознание своей речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй речи);

- во-вторых, при исследовании собственно речи во всех аспектах (фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом).

Данное направление связано с детальным исследованием каждого из аспектов речевой деятельности.

Диагностика речевого развития дошкольников проводится для решения следующих задач:

-для выяснения состояния речевого развития детей;

-для определения динамики речевого события;

- для определения перспектив развития той или иной стороны речи;

- для определения соответствия (несоответствия) речевого развития норме.

Диагностика речевого развития помогает выяснить индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка, а также получить разностороннюю информацию о состоянии развития речи для выбора подходящим содержания и методов обучения.

Для понимания сущности речевой диагностики необходимо четко представить, что входит в содержание устной речи и какие компоненты наиболее важны для ее изучения.

Как показали исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е. М. Струниной, А.Г. Арушановой, А.И. Максакова, В. И. Яшиной и др., при проверке словаря необходимо обращать внимание на количественный и качественный состав словаря, на понимание значения слова, степень его обобщенности, на умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи. С этой целью детям предлагаются задания на показ и называние предметов и картинок, на их сравнение и классификацию, на дополнение заданного тематического ряда, на название предмета по его описанию, на подбор синонимов, антонимов, на составление предложений с заданным словом и др.

Например, обследование детей пятого года жизни (средняя группа). Диагностическое задание направлено на выявление умение выделять признаки и качества предмета, определение значение слов, обозначающего предмет.

Воспитатель показывает ребенку изображение стула, задает вопросы в следующей последовательности.

  1. Скажи, что такое стул?Хочу такой сайт

  1. Ребенок дает определение (стул – это мебель, на нем сидят);

  2. Называет отдельные признаки (стул красный) и действия (чтобы сидеть);Хочу такой сайт

  3. Не выполняет задание, повторяет слово стул.

  1. Из чего состоит стул? Из чего может быть сделан стул?

  1. Ребенок называет четыре слова, обозначающие детали и материал;

  2. Называет три слова, обозначающие детали и материал;

  3. показывает, не называя.

Для обследования грамматического строя речи воспитатель дает задания, направленные на выявление понимания грамматических конструкций, на составление предложений с заданными словами или по картинке, на дополнение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, на словообразование.

Диагностическое задание направлено на выявление умение употреблять глаголы в повелительном наклонении.

  1. Дай задание зайцу, чтобы он попрыгал, помахал лапой.

  1. Ребенок дает правильные формы: Зайчик, попрыгай, пожалуйста (помаши лапкой);

  2. дает только глаголы – попрыгай, помаши;

  3. дает неправильные формы.

Фонетические особенности речи обследуются путем выполнения заданий на произнесение звуков в разных позициях (изолированных, словах, во фразах), на узнавание, различение и сравнение слов, фраз, на запоминание звуковых и слоговых структур (см. М. Ф. Фомичеву).

Степень развития связной речи устанавливается на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания.

Диагностическое задание направлено на выявление умение описывать предмет, называть признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.

  1. Опиши собаку. Расскажи, какая она, как за ней можно ухаживать, как с ней играют.

Она пушистая и веселая, ее зовут Жуля. Собаку надо кормить, причесывать. С нею можно гулять, играть и бегать;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться три раза в год (в начале, в середине и в конце учебного года).

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Беседа не должна превышать 15 минут. Интервал между работой с каждым дошкольником – 2-3 минут. Это время необходимо для того, чтобы сменить дидактический материал.

Если диагностику проводит незнакомый с детьми взрослый, то он должен заранее познакомиться с ребятами, наладить с ними эмоциональный контакт.

Задание следует давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения не нужно показывать ребенку, что он не справился, надо дать ответ самому: например, ребенок не смог назвать обобщающего слова и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом «одежда»», но в протоколе отметить невыполнение.

Лучше всего предлагать детям задания при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов. Если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть известно детям.

Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (игрушки, предметы, картинки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядности, но и на знакомых словах. Большое значение имеет точная формулировка вопросов. Вопросы и задания должны предлагаться ребятам в логической последовательности.

Для проведения диагностики речевого развития детей следует использовать уже апробированные в современных исследованиях методики (Ушакова О. С., Яшина В. И., Юртайкина Т. М., Даскалова Ф. Г.).

Диагностика должна заканчиваться рекомендациями, т.е. давать ответ на вопрос, как учитывая полученные данные в последующей деятельности с отдельными детьми и группой.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».