Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

25.04.2019

Воспитание билингвальных детей, или детей, которые владеют двумя родными языками, — мечта современных родителей, завоевавшее особое внимание за последние годы. Здесь работает одно простое правило: чем раньше ребенок начнет свое знакомство со вторым языком, тем больше шансов, что он станет родным.

         С 2018 года наш детский сад начал реализацию проекта ««Билингвальная группа с погружением в бурятскую языковую среду» в старшей группе «Непоседы».    

        Метод погружения в языковую среду заключается в том, что в жизни ребёнка появляется время погружения в язык. Языковая среда необходима. И тогда ребёнок научится не просто повторять бурятские слова, но и понимать, играть, думать на бурятском языке!

         Такой метод формирует игровую развивающую среду, у ребёнка развиваются лингвистические навыки, способность воспринимать бурятскую речь на слух, память, внимание, мышление и речь.

      Обучение по методике погружения в языковую среду: в течение дня (когда ребёнок идёт умываться, кушать, гулять, играть, рисовать, читать книжку и т.д.) я по несколько минут общаюсь с ребёнком на бурятском языке. Овладение бурятской речью максимально сближается с процессом усвоения родной: без перевода, с помощью реальных предметов и картинок, в реальных ситуациях, в игровой форме. Для этого используются карточки с картинками, словами, цифрами, материалы для творческих занятий и т.д.       

       В течении всего дня с помощью телесной формулы, называя по-бурятски части тела и указывая жестами на них, играю с ребёнком, используя бурятский язык (лепка, рисование, песенки, стихи, подвижные игры, аппликации, поделки, домашние игровые эксперименты). Это позволяет освоить языковой материал в естественной для ребёнка игровой среде и создаст благоприятный эмоциональный фон.

      Во время занятий по обучению бурятскому языку показываю карточки со словами и изображениями. Это сформирует необходимый для общения лексический запас.       И, конечно, без похвалы не обойтись. Ребёнок откликается на объятья, хлопанье в ладоши. Эмоциональная составляющая очень важна ребёнку! Это залог любви к бурятскому языку и дальнейшим занятиям.

       Для успешной работы и достижения результатов необходимо понять и принять важные моменты:

-  один человек - один язык; он говорит только на целевом языке;

-  язык изучается в естественной обстановке: не следует ограничиваться только групповым помещением;

-  для изучения языка используется окружение: визуальность (картинки, карточки со словами), экскурсии, приглашения гостей, владеющих целевым языком;

- в детском саду с помощью рутинной деятельности создается атмосфера защищенности (иди сюда, пойдем во двор, начнем кушать, одеваемся и т.д.), ребенок знает, чего ожидать;

- важны язык тела, жесты;

        Педагог должен быть настоящим актером: сказки, детские стихи, игры. Целесообразно начать деятельность со сказки, которую ребенок уже знает.

   

В нашем саду была открыта комната «Mой бурятский», «Краеведческий уголок», «Музей старины», где дети совместно со мной могут погрузиться в мир бурятского языка. Развивающая среда в комнате, уголке, музее способствует развитию самостоятельности, активности, поддержке детской инициативы и интереса к языку, создает естественную для ребенка игровую среду, благоприятный эмоциональный фон:

- большое количество наглядного материала – картинки, пособия, игры, игрушки, конструктор;

- материал для драматизации – маски, куклы, различные виды театра;

- дидактическое пособия своими руками «Юрта», «Волшебный сундучок», в которых находятся волшебные атрибуты для участия детей в образовательном процессе, чудо-мешочки, чудо-кармашки;

- материалы для самостоятельного изменения среды – игровые модули, бросовый материал;

- различные поверхности – мольберт, стол, ковер, ковролин на стене для вертикального размещения материала;

- аудио- и видеоматериалы (мультфильмы на бурятском языке, песенки, стихи, скороговорки);Хочу такой сайт

- детские книги (русские сказки на бурятском языке);

- лэпбуки «Сказки (онтохонууд) на бурятском языке по УМК «Амар Мэндээ!», «Учим бурятский язык»;

- планшет-игры на для игр на бурятском языке.

  

Реализация проекта«Билингвальная группа с погружением в бурятскую языковую среду», в первую очередь, требует от меня и воспитателей создания коммуникативных ситуаций для освоения языка. Вокруг этой задачи выстроены все методы и приемы обучения и воспитания:

 - различные виды игр (словесные, дидактические, пальчиковые, подвижные и т.д.). Это позволяет освоить языковой материал в естественной для ребенка игровой среде и создать благоприятный эмоциональный фон.

- проигрывание ситуаций (встреча с другом, покупка продуктов, сбор на прогулку и т.д.);

- рисование, лепка, пение, танцы;

- наглядное моделирование – позволяет создать образ предмета, свойства, признака, действия;

- комментирование действий, сопровождение речи жестами и мимикой – многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить свои мысли, поэтому практически каждая фраза вводится в сопровождении жестов и мимики;

- просмотр видеофильмов и аудиодисков с бурятской речью – дети с интересом изучали новые речевые ситуации, повторяли за героями новые слова и выражения; ребенок начинает осознавать, что он может понять другой язык.

Я тесно сотрудничаю с родителями: провожу индивидуальные консультации, открытые просмотры занятий для родителей, на которых они могут увидеть результаты работы с детьми, мастер-классы.

Уже к концу учебного года у детей есть заметные результаты:

- дети самостоятельно решают коммуникативные задачи на бурятском языке в рамках изученной тематики (подбирают одежду, покупают продукты, ухаживают за животными и т.д.);

- у детей появился интерес к общению на бурятском языке, к бурятской культуре;

Дети находятся в саду полный день, при этом общение у них происходит на русском и бурятском языках. Например, в течение дня дети разговаривают с воспитателями исключительно на русском, а в режимных моментах – на бурятском языке с учителем бурятского языка.

          Моя роль, как педагога-билингва, выступает в качестве основного средства создания языковой среды. Она является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей.

Передо мной встаёт задача не только обучить детей бурятскому на уровне свободного общения, но и сохранить национальную языковую идентичность.

(указать названия разработанныхмодифицированных программ, проектов, индивидуальных образовательных программ, рабочих программ и др.)

проект Билингвальная группа с погружением в бурятскую языковую среду.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».