02.12.2019
Методы, формы и средства организации деятельности
воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте
дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной
реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми,
соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью
повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе
активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:
-Здоровьесберагающие
технологии;
-Игровые
технологии;
-Технология
проектной деятельности
-ИКТ.
В своей педагогической деятельности использую методы обучения дошкольников:
- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную
ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка
на занятии, степени заинтересованности;
- исследовательский метод,
который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей
наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения
путем «Проб и ошибок»;
- метод экспериментирования;
ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно
находить решение в проблемной ситуации.
- интегрированный метод является
для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его
познавательные и творческие способности.
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес
к поисковым действиям);
- методы стимулирования
и мотивации (предвосхищения, оценка).
Метод «проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология
проектирования ориентируется на совместную деятельность участников
образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги. В технологии проектирования каждому ребенку
обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
приемы обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
-
проблемные и игровые обучающие ситуации;
- задания творческого типа (с одновременной активизацией
мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и
познавательную деятельность детей);
Я стараюсь быть
партнером детей во всех видах деятельности.
Занятия провожу в разных формах:
коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом,
индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и
слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня
развития детей. При оценке деятельности использую
поощрение и похвалу. Предлагаю детям оценивать друг друга, использую
самоконтроль, проверку друг другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой,
провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе
стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию.
Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в
свободной деятельности, во время
прогулок, я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности). Постоянно отмечаю новые достижения
ребенка в разных видах деятельности,
намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают
успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в
группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате
создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического
процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения:
дети-дети; дети-взрослые; педагоги – родители.
Личностно
– ориентированные технологии. Считаю, что в работе с детьми наиболее
эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование
которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
Информационно-коммуникативные
технологии. Регулярно использую в работе
с детьми интерактивную доску, разрабатываю занятия в программе Aktiv Inspain,
что делает наши занятия очень увлекательными и интересными. Мною используются как готовые презентации, так и
созданные самостоятельно. В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе
с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного
ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И
здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного
портфолио.
Игровые
технологии. Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой
целью в свободной деятельности использую
все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические,
режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Используя
в педагогическом процессе народные игры, своей работе я не только реализуют
обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно
приобщаю воспитанников к народной культуре.
Это важное направление регионального компонента образовательной программы
детского сада.
Средства реализации
образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
•
демонстрационные и раздаточные;
•
визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
•
естественные и искусственные;
• реальные
и виртуальные;
•
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятий с мячом и др.);
• игровой (игры, игрушки);
• коммуникативной (дидактический материал);
• чтения
художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги,
иллюстративный материал);
•
познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и
образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и
др.);
• трудовой (оборудование и инвентарь для
всех видов труда);
·
продуктивной
(оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
• музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.